Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Понедельник, 23.12.2024, 14:00
Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Каталог статей

Главная » Статьи » Сценарии » Авторские сценарии

"Подвижные и малоподвижные игры для детей"

   Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка в школьном возрасте трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого  она может сделать трудолюбивым,  незнайку – знающим,  неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

   Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача руководителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

   Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

   В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для себя новое в окружающем их мире, в формах игры, овладевая навыками, которых требует жизнь. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребёнка определённых поступков, выявления личных свойств и качеств.

   Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом.  Это свойство называется общественностью. Предлагая детям играть вместе, играть дружно, мы тем самым требуем от них довольно высокого уровня развития общественности.

   Именно игра позволяет формировать это качество и тем самым сближает воспитание с характером жизни  общества взрослых.

 

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРЕ 

    Организация и проведение игры, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие качества, требует большого искусства ПЕДАГОГА.(Или вожатого)  Деятельность педагога должна быть в первую очередь обращена  на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры – это радость, то нужно так организовать их, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношениях между играющими.

   Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания педагога постоянно, а не только тогда, когда возникают конфликты в играющем коллективе.

   Когда педагог входит в центр детской жизни -  в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему  легче ориентироваться при организации игры.

   Поэтому педагог должен владеть мастерством руководства игрой: подвижной, ролевой, музыкальной, командной – в такой мере, чтобы готовым в любой момент  показать детям игру, проиграть её с ними, оценить их достижения в овладении правилами и ещё небольшой, но всё же существенной техникой той или иной игры.

   Педагог  должен вносить новый игровой опыт, учить детей играть в определённую игру.

   Для ребёнка овладение новой игрой означает получение нового опыта.

БУБЕН 

   По жребию выбирается водильщик – Бубен.  Он берёт жгут и садится на землю (на пол).  Играющие окружают его и дразнят.

 Бубен, бубен, долгий нос,

Почём в городе овёс?

Две копейки с пятаком!

Ехал  Бубен с колпаком.

Овса Бубен не купил,

Только лошадь утопил!

Бубен , Бубен беги за нами,

Хватай руками.!     - кричат играющие и разбегаются, а Бубен бежит за ними.  Тот, кого он поймает и обхватит жгутом, становится новым водильщиком.

  

ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД

    В ЭТУ ИГРУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЮТ И ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ

   Готовиться конверт с  карточками-заданиями и на празднике или игровой программе предложить гостям или детям  попутешествовать на «весёлом поезде».  Сидящие за столом  под музыку или скандируя слова:

         Тук-тук-тук стучат колёса,

         Поезд наш летит вперёд.

         Кто сойдёт на остановке,

         Тот нам спляшет и споёт.

как только четверостишие заканчивается или музыка останавливается, тот участник, у кого оказался конверт вынимает из него карточку с заданием и выполняет его.

 Задания для детей:

Спой песенку колобка.

Скажи соседу справа «Какие у тебя красивые уши»

Ты –кенгуру. Зажми между коленями мячик и попрыгай  с ним вокруг  стола.

Нарисуй лошадь с завязанными глазами.

Скажи три раза поговорку «Папа покупал покупку».

Ты – бабочка. Покажи, как ты порхаешь на лугу.

Ты – птичка, покажи, как ты насиживаешь яйца в гнезде, летишь за кормом, кормишь птенцов.

Ты – петух. Покажи, как роешь землю, находишь зёрнышко, созываешь кур.

Ты – поезд. Покажи, как будешь подходить к станции.. Отправляться от неё.

 Положи в рот три конфетки, Съешь их.

Получи приз.

Изобрази собачку, которая радуется своему хозяину.

 

СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ

    Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Участники игры садятся на стулья у одной стены и читают стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора пробежаться

И местами поменяться?

Как только стишок прочитан, все играющие бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры.  Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Постепенно убирают по одному стулу. Всё повторяется до тех пор, пока один из двух ребят не займёт последний стул.

 

КТО  ЛЕТИТ?

   Играющие сидят вокруг стола. Каждый кладёт на стол указательный палец. Руководитель (водящий) говорит: «Голубь летит», и поднимает вверх палец; все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых («Воробей лети», «Пчела летит» и т.д.) и все поднимают палец. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» (или «Стол лети», «Осёл летит» и т.п.) В этих случаях палец поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. Побеждают наиболее внимательные, у которых к концу игры будет меньше штрафных очков.

 

НАДОЕЛО ТАК СИДЕТЬ

    Стулья ставят друг против друга. На одной стороне – по количеству игроков, на противоположной стороне на один меньше.

Дети  дружно все произносят слова:

Надоело так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Ра, два, три.

После слова «три» дети бегут на противоположную сторону и занимают стул. Ребёнок, которому стул   не достался- выбывает из игры и забирает  с собой стул.

 

ДЕПО 

   Дети (вагончики) беспорядочно  рассаживаются по стульям(депо)  в зале (комнате). (На лужайке можно  на траве) Выбирают водящего машиниста. У него нет стула. Педагог(вожатый) объявляет: Солнце встало, утро настало.  «Машинист подаёт гудок, изображает паровозик , ходит между стульями  собирает вагончики в состав. Возле каждого стула состав останавливается, машинист подаёт гудок «Ту-ту». Вагончик цепляется. Состав во  главе с машинистом делает  несколько  кругов. Затем Машинист подаёт гудок, вагончики разбегаются по своим «депо», машинист тоже занимает себе место. Игрок, которому место не досталось, становится машинистом.

 

ПТИЦЫ

   Дети выбирают (или назначает вожатый) «Хозяйку» и «ястреба», остальные -«птицы».  «Хозяйка» тайком от «ястреба» даёт название каждой птице: «кукушка», «ястреб», «воробей». Прилетает «Ястреб» и начинает переговоры с «хозяйкой».

-  За чем пришёл.

-  За птицей.

- За какой?

  Ястреб называет «кукушку». Кукушка выбегает, ястреб ёё ловит. Если названной ястребом птицы нет,  хозяйка говорит: Нет такой птицы. Игра продолжается пока ястреб  не назовёт 3-4 птицы. На роль хозяйки и ястреба назначают других детей.

Правила: 1. Ястреб может гнаться за птицей  до условленной черты. Если поймает, забирает с собой, нет – птица возвращается на место. Пойманная птица не играет до конца игры.

 

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ 

   По считалке ребята выбирают «зайчика». Становятся в круг. Они изображают огород. Можно покачать руками, подняв вверх. Зайчик скачет в огород- в середину круга. Наевшись, заяц пытается вырваться из круга. Дети то поднимают, то опускают руки, а заяц старается проскочить под ними.  Если ему удаётся выбрать из огорода, он выбирает себе нового  «зайчика». Игра начинается сначала.

 

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?

    Один из играющих  изображает волка. Остальные взявшись за руки, подходят к  тому месту где он сидит и говорят:

 - Волк, ты встал?

- Встал.

- Волк, ты готов?

- Одеваюсь.

- Волк. Ты идёшь?

- Иду.

   С этими словами волк выходит из засады и ловит разбегающихся детей. Кого поймает, то становится волком.

 

МЫШКА ЗДЕСЬ? 

Инвентарь. Маски  кошки и мышки.

   Ход игры.  Среди играющих выбирают кошку и мышку. Остальные берутся за руки и образуют круг. Двое играющих, подняв руки, изображают ворота. Мышка в  кругу, кошка- за кругом.

В начале игры кошка стучится в ворота и спрашивает «Мышка здесь?». Ворота отвечают: «Да, она умывается». Кошка умывается, мышка обегает круг, подходит к воротам. «Мышка здесь?», ворота отвечают «Да. Она причёсывается.» - «А когда она будет готова?» Ворота: «В восемь часов.» (дети могут назвать любое число до десяти). Дети прыгают  столько раз, сколько сказали ворота. Кошка обегает круг.

- Мышка здесь?»- спрашивает кошка в третий раз.

- «Да, она уже выходит». После этих слов  кошка вбегает в ворота, а мышка выбегает из круга. Начинаются догонялки. Игра продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышку.

Кошка имеет право выбегать из круга только в том месте, где пробежала мышь. Играющие беспрепятственно пропускают кошку.

 

ПОКУПКА ЛЕНТОЧЕК 

   Ход игры: Выбирают продавца и покупателя, остальные изображают ленточки. Покупатель отходит  в сторону, чтобы не слышать, каким цветом называет продавец свои ленточки.

   Покупатель к продавцу, завязывается разговор.

-  Кто пришёл?

- Весёлая Агнесса.

- Что  вам нужно?

- Ленточку.

- Какого цвета?

 

   Покупатель называет цвет. Если угадал цвет одного из играющих, тот уходит с ним.. Если ошибается, может назвать другой.

Покупателя заменяют, если он угадал  большую часть цветов.  Выбирают также новую хозяйку.

 

ОГОНЬ-ВОДА

    Когда ведущий говорит  «Огонь» - все приседают, сидят не шелохнувшись.Вода- все изображают пловцов. Ведущий пытается запутать игроков, называя подряд одно и тоже слово. Кто ошибётся, выбывает из игры. Играют то тех пор, пока не останется один игрок. Можно не удалять детей, а делать замечания. Почаще менять ведущих.

 

СОБАКИ И ПЕТУХИ

(Спокойная, игра, сидя.)

    Ход игры:  Игроки садятся в круг, вожатый каждому даёт название какого-нибудь города.  Затем он говорит:» Я слышал, что в городе Воронеже собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок с именем г. Воронеж отвечает: «Нет, сударь, в г. Воронеже  собаки не кукарекают, а петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется Орёл. Игрок, чей город назван, отвечает таким же образом.   Если он отвечает не сразу или путает, т.е. говорит  неправильно: «Собаки не  лают, а петухи не кукарекают», то даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-либо задание.

  

 ИДИ К СОСЕДУ НАПРОТИВ

( Игра в комнате - малоподвижная)

   Играющие рассаживаются на стулья в круг. В середину выходит водящий. Он подходит к любому игроку и спрашивает, например: «У вас есть тетради, колбаса,  вода, конфеты, торты, грабли.?» Игрок отвечает. «Нет, иди к соседу напротив» (показывает рукой, к какому именно). Водящий  идёт к указанному игроку, спрашивает у него то же самое. А все  остальные в это время должны поменяться местами. Водящий тоже должен следить  за этим и успеть занять свободный стул. Кому стул не достался, становится водящим.

  

ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!

(Из цикла телесная терапия)

  Проводится с целью установления тёплых дружеских отношений.

   Все участник становятся в общий круг и рассчитываются на 1-й. 2-й. 1-е становятся во внутренний круг, спиной друг к другу. 2-е номера во внешний, лицом к 1-м. (Можно поставить по кругу мальчиков напротив девочек). Таким образом образуются пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).

Здравствуй, друг! – (рукопожатие),

Как ты тут?           -  (стучат по плечу друг друга).

Где ты был? – (склоняются к уху друг друга).

Я скучал! -  (стучат по обоим плечам).

Вот ты здесь! -  (раскрывают руки, разводят в стороны)

Как я рад!  -  (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).

Затем вторые  номера смещаются  вправо или влево, и снова пары общаются.

Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои  прежние пары.

 

ПАРОВОЗИК 

   Проводится с целью: закрепить знакомство, сформировав позитивное отношение друг к другу.

Все участники встают в круге паровозиком, по команде ведущего начинают выполнять какие какие-то манипуляции с соседом.  Например: слегка мнут впереди стоящему плечи, постукивают по спине, пощипывают, поглаживают.

Затем все по команде ведущего, разворачиваются и то же самое проделывают с другим соседом.

Игра вызывает массу положительных эмоций: весёлый смех, хорошее настроение. 

Категория: Авторские сценарии | Добавил: victoria (07.02.2012) | Автор: Рязанцева Н.М., педагог-организатор
Просмотров: 22358
1