Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Понедельник, 23.12.2024, 18:13
Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы » Методическая служба

Открытое занятие "Игрушка родного края"

Тема занятия: «Игрушка родного края».

Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего края, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

Задачи:

1.     Познакомить с замечательным мастерством и искусством Липецкой области, с особенностями в росписи романовской глиняной игрушки.

2.     Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3.     Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Ожидаемый  результат: через самостоятельное творчество дети познакомятся с народными традициями и историей родного края.

Оборудование для учащихся

  • модель для раскрашивания "Романовская игрушка"
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стиральная резинка

Оборудование для педагога

  • Романовские игрушки
  • плакаты «Романовская игрушка»
  • презентации «Романовская игрушка»

http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

План занятия(45 мин.)

1.     Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2.     Теоретическая часть. Вводный рассказ с демонстрацией романовских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3.     Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4.     Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

Ход занятия.

1.     Организационный момент (создание учебной ситуации).

 

Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают люди птицу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво — безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет. 

 

2.     Новый материал.

2.1.Теоретическая часть.

 

Вводный рассказ педагога сопровождается показом слайдов.

-Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и наша Липецкая область славится своими мастерами, своими романовскими игрушками. История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда.
И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово - ныне Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Наиболее ранние игрушки датируются концом Х1Х века.
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек.
Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным и Иваном Федоровичем Гункиным народными мастерами. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.

  Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Сюжеты в романовской игрушке чаще всего изображающие городскую жизнь. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы. Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Цвета встречающиеся в росписи это красный ,желтый,  оранжевый, зеленый, а в дополнение используют серебряное и бронзовое покрытие. В качестве узора наносят небольшие полоски и точки.

2.2.         Закрепление нового теоретического материала.

Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»:

 педагог раздает карточки с изображением различных народных игрушек, среди  них нужно найти и назвать номера соответствующие изображениям романовской игрушке.

Вопрос: Почему игрушка называется романовской?

Вопрос: Особенности романовской игрушки?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими. Ребята и мы с вами попробуем себя в роли народных мастеров и распишем наши игрушки. (На доске плакаты или презентации поэтапной росписи романовской игрушки).

2.3.         Подготовка к практической работе.

Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.

 

Объяснение поэтапной росписи:

·        Простым карандашом делаем разметку основных цветовых пятен.

·        Гуашевой краской наносим цвет основных пятен.

·        Цветом закрашиваем мелкие детали.

·        Наносим полоски, точки.

·        Декорируем серебряной краской.

Закрепление алгоритмов росписи.

·        Фронтальный опрос учащихся.

 

Повторение правил  аккуратной работы

 (работа с гуашью, кисточкой, правила Т/Б, использование салфеток и т.д.) .

3.     Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся  по росписи игрушки.

4.     Подведение итогов:

 В конце занятия  устраивается выставка. Ребята вместе с педагогом выбирают лучшие работы.

  

Презентация детских работ.

РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА

Есть под Липецком село,

Романово зовут его.

И живут там мастера,

Что добро несут в дома.

И добро там не простое,

И не злато- серебро.

Романовской игрушкой

Называется оно.

 

Наша русская игрушка, 
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет. 

 

Что за конь!

Только тронь -

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

 

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)

 

Ой, свистулечка какая,

Уточка расписная !

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Ой, Романовская  я!

 

Утка - Марфутка

Бережком идет

Уточек - Марфуточек

Купаться ведет.

 

Утки , птички, петушки –
Музыкальные свистки,
По-народному – свистульки,
Лепят в нашей области
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!

 

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки романовские

На все манеры.

Вот вам барыни,

А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки.

Нарядные платья и теплые шубы.

Хоть весь базар обойдете,

Лучше барынь не найдете.

 

Стоит молодушка,

А с ней коровушка:

Важная, спокойная

Буренушка - дойная.

 

Игрушки –романушки  повсюду славятся

Подходите скорей-  они и вам понравятся!

 
 

Выбрать стихотворение, которое подходит к вашей игрушке и представить свою работу.

Педагог  не забывает похвалить каждого ребенкаа, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Категория: Методическая служба | Добавил: sotrudnik (13.02.2014) | Автор: педагог ДО Тесленок Ю.М.
Просмотров: 2152
1