Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы » Методическая служба |
Тема занятия: «Игрушка родного края». Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего края, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Задачи: 1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Липецкой области, с особенностями в росписи романовской глиняной игрушки. 2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение. 3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Ожидаемый результат: через самостоятельное творчество дети познакомятся с народными традициями и историей родного края. Оборудование для учащихся
Оборудование для педагога
План занятия(45 мин.) 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин. 2. Теоретическая часть. Вводный рассказ с демонстрацией романовских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин. 3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин. 4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход занятия. 1. Организационный момент (создание учебной ситуации).
Завелась неведомая птица — Всякий ей дивится: Не поет и не летает, Вся горит и полыхает. Далеко по белу свету Знают люди птицу эту, Эта птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво — безделушка, Зовут ее народная игрушка. Велика Россия наша 2. Новый материал. 2.1.Теоретическая часть.
Вводный рассказ педагога сопровождается показом слайдов. -Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и наша Липецкая область славится своими мастерами, своими романовскими игрушками. История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Сюжеты в романовской игрушке чаще всего изображающие городскую жизнь. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы. Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Цвета встречающиеся в росписи это красный ,желтый, оранжевый, зеленый, а в дополнение используют серебряное и бронзовое покрытие. В качестве узора наносят небольшие полоски и точки. 2.2. Закрепление нового теоретического материала. Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»: педагог раздает карточки с изображением различных народных игрушек, среди них нужно найти и назвать номера соответствующие изображениям романовской игрушке. Вопрос: Почему игрушка называется романовской? Вопрос: Особенности романовской игрушки? Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки? Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими. Ребята и мы с вами попробуем себя в роли народных мастеров и распишем наши игрушки. (На доске плакаты или презентации поэтапной росписи романовской игрушки). 2.3. Подготовка к практической работе. Мастер глину замесил Объяснение поэтапной росписи: · Простым карандашом делаем разметку основных цветовых пятен. · Гуашевой краской наносим цвет основных пятен. · Цветом закрашиваем мелкие детали. · Наносим полоски, точки. · Декорируем серебряной краской. Закрепление алгоритмов росписи. · Фронтальный опрос учащихся.
Повторение правил аккуратной работы (работа с гуашью, кисточкой, правила Т/Б, использование салфеток и т.д.) . 3. Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся по росписи игрушки. 4. Подведение итогов: В конце занятия устраивается выставка. Ребята вместе с педагогом выбирают лучшие работы.
Презентация детских работ. РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА Есть под Липецком село, Романово зовут его. И живут там мастера, Что добро несут в дома. И добро там не простое, И не злато- серебро. Романовской игрушкой Называется оно.
Наша русская игрушка, Что за конь! Только тронь - Со всадником вместе Ускачет верст за двести.
С переливами поет, утром будит весь народ. Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)
Ой, свистулечка какая, Уточка расписная ! Необычная, смешная И чуть-чуть пузатая! -Подожди минуточку, Ты откуда, уточка? Уточка свистит моя: -Ой, Романовская я!
Утка - Марфутка Бережком идет Уточек - Марфуточек Купаться ведет.
Утки , птички, петушки –
Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки романовские На все манеры. Вот вам барыни, А вот и кавалеры. У барынь алые щеки и губки. Нарядные платья и теплые шубы. Хоть весь базар обойдете, Лучше барынь не найдете.
Стоит молодушка, А с ней коровушка: Важная, спокойная Буренушка - дойная.
Игрушки –романушки повсюду славятся Подходите скорей- они и вам понравятся! Выбрать стихотворение, которое подходит к вашей игрушке и представить свою работу. Педагог не забывает похвалить каждого ребенкаа, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось. | |
Категория: Методическая служба | Добавил: sotrudnik (13.02.2014) | Автор: педагог ДО Тесленок Ю.М. | |
Просмотров: 2152 |