Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы » Методическая служба |
Оценка качества образования детей в УДО
Инновационное образование- обучение детей инновационной деятельности с помощью инновационных педагогических технологий. Любая Концепция инновационного образования существует в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, где определена важная роль образования в решении задач социально- экономического развития России и отмечено, что развитие приоритетных направлений образования позволит создать условия для повышения конкурентоспособности страны. Поэтому основной целью инновационных программ является формирование готовности детей, начиная с дошкольного возраста к получению инновационного образования инновационными методами. Распространение современной учебной цифровой техники и Интернета позволяет значительно повысить качество образования. Персональный компьютер на столе педагога в комбинации с потолочным проектором и интерактивной доской предоставляют огромные возможности по ускорению процесса обучения без вреда для здоровья. Должны измениться не только процедура получения образования, но и само его содержание. Из учебных программ необходимо извлечь все лишнее, оставив самое необходимое и эффективное. Для этого нужно сформулировать критерии качества образования и использовать их при анализе учебного материала, образовательного процесса и процесса усвоения знаний детьми. Определение качества образования не должно расходиться с определением понятия качества вообще. Качество- это свойство, обеспечивающее существование системы. Н.Г. Милованова и В.Н. Прудаева рассматривают качество как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить потребности личности, общества, государства. Качество обучения складывается из: · качества информации, · качества преподавания, · качества усвоения. Рассмотрим подробнее качество информации. К его критериям относятся : · истинность, · полнота, · своевременность. В науке истинной считается та информация, которая подтверждена тремя независимыми лабораториями мира. Такую информацию можно найти в научных и авторитетных научно-популярных изданиях в виде текстовых, фото- и кинодокументов. Полнота информации также является проблемным местом многих современных учебников и пособий. Но современная техника позволяет нам создать электронные учебники по всем направлениям и максимально приблизиться к идеалу. Пока можно активнее использовать Интернет. Своевременность информации- показатель важный, но пока не реализуемый как в отечественной, так и в мировой педагогике. Максимальный объём знаний о мире ребёнок должен получить в возрасте «почемучек», то есть до 6 лет, когда его мозг растёт, в нём образуются новые связи, когда ребёнку всё интересно. Л.Н. Толстой говорил, что с 2 до 5 лет человек познаёт больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Рассмотрим вопрос о качестве преподавания. Педагогу нужно преподносить знания так, чтобы ученик мог и хотел их получать, Для этого преподавание должно быть весёлым, активным. Какие занятия интересны ученику? Из моих наблюдений следует, что наибольший интерес у детей младшего возраста вызывают герои мультфильмов, комиксов, популярных фильмов. Они увлечённо говорят об этих персонажах, собирают карточки с их изображениями, копят деньги на журналы . Почему? Ответ прост. Эти герои хорошо раскручены СМИ по всем правилам современной рекламы. Выдуманные, искусственные образы современных героев составляют серьёзную конкуренцию объектам учебных программ. Как же вытеснить пустые, но привлекательные образы полезными и нужными объектами? Сделать это можно, если немного видоизменить учебные программы: перевести в наглядные узнаваемые образы всё, что можно объединить и создать презентации. Демонстрировать детям в быстром темпе по 3-4 раза в день. Текстовую информацию необходимо структурировать, изъяв всё ненужное и незначительное, также давать в высоком темпе. Это требует соответствующего оборудования. Вызывать радость, веселье занятия будут тогда, когда из учебного процесса будут исключены травмирующие психику факторы: плохие оценки, поиск ошибок в работах детей и наказания за них. Вместо этого надо искать и поощрять достижения учеников, оценочную систему заменить рейтинговой. Активность преподавания определяется тем, какую роль в учебном процессе играет ученик. Если он просто воспринимает и запоминает информацию, то это пассивная позиция. Если же учащемуся правильно поставить цель и предоставить возможность самому создавать учебный материал, предоставив возможность выступать на занятии, то это активная позиция. Добытая своими силами и реализованная информация запоминается навсегда и успешно используется на практике в дальнейшем. Современные цифровые технологии и Интернет позволяют активизировать учебную деятельность детей и превратить обычные занятия в конференцию, семинар и т.д. Вопрос о качестве усвоения ребёнком информации обычно отдают на откуп родителям и относят на счёт его врождённых способностей и воспитанности. На самом деле учебные способности ребёнка легко поддаются обработке. К качествам усвоения учебного материала относят : · скорость, · прочность, · системность. Скорость усвоения знаний увеличивается за счёт обучения технике быстрого чтения, а также зависит от скорости мыслительных операций. Прочности усвоения знаний способствуют тренировка памяти и использование опорных сигналов. Однако, работа по этому методу (В.Ф. Шаталова) требует развитого воображения, поэтому сначала необходимо развивать воображение, образное мышление ребёнка. Наиболее эффективным считается метод зацепок , описанный Гарри Лорейном в книге «Суперпамять». Системность усвоения знаний достигается с помощью формирования у детей сбалансированной картины мира, в которой представлены образы реальных объектов ( фотографии, картинки с названиями из каждой сферы-космоса, зоосферы, фитосферы, техносферы и т.д.). Технологию картины мира встречаем у Глена Домана в книге «Как дать ребёнку энциклопедические знания». Автор предлагает использовать карточки, которые демонстрируются ребёнку небольшими порциями несколько раз в день в быстром темпе. Современная цифровая техника позволяет усовершенствовать подход Домана и вместо карточек применять слайды презентаций в программах SMART и Power Point. Если у каждого ребёнка развиты высшие психические функции, то такая подготовка может значительно ускорить процесс его обучения без потери качества. А также освободит время для осуществления инновационной деятельности. Качеству приписываются разнообразные значения: -родители могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, -для педагогов оно может означать наличие качественного учебного материала, учебного плана и т.д., -дети часто связывают качество образования с микроклиматом в учреждении, -для общества качество связано с теми ценностями обучающихся, которые найдут своё выражение в гражданской позиции, их профессиональной деятельности. Активная работа по оценке качества образования обучающихся в дополнительном образовании осложняется тем, что само понятие «качество образования» является здесь не устоявшимся. В последнее время актуальность проблемы усилилась тем, что работники УДО всё чаще подвергаются внешнему оцениванию. Одной из наименее разработанных является проблема разработки общих критериев результатов образовательной деятельности в УДО, определяющих ее качество. Решение проблемы результативности образовательной деятельности позволит судить об эффективности и полезности, социальной значимости как всей системы ДО, так и каждого конкретного учреждения. Качество в системе образования рассматривается как единство трёх составляющих: · качество результатов образовательного процесса, · качество реализации образовательного процесса, · качество условий осуществления образовательного процесса. Качество результатов образовательного процесса включает оценку качества знаний, умений и навыков, владения опытом творческой деятельности, воспитанности, развития личности. Качество реализации определяется качеством содержания образовательного процесса, преподавания и учения. Здесь важна профессиональная компетентность педагога, качество методической работы, своевременное повышение квалификации, оценка труда администрацией, ориентация на успех. Основными параметрами учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании являются: -Уровень освоения детьми содержания учебной программы. -Устойчивость интереса детей к содержанию учебной программы. -Приобщённость детей к культурным ценностям ( мировым, российским, региональным). -Уровень творческой активности детей. -Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся. -Мониторинг качества образования может осуществляться как внутри учреждения( внутренний мониторинг), так и внешними службами ( внешний мониторинг). Мониторинг включает в себя следующие компоненты: · Фиксирование по определённым показателям результатов мониторинга, · Анализ полученных данных, · Оценка качественного состояния объекта мониторинга и уровня результатов. Каждым педагогом должна проводиться аттестация обучающихся по каждой образовательной программе на основе разработанных контрольных, зачётных работ или тестов. Задачами аттестации учащихся являются: · проверка ЗУН учащихся, · мониторинг динамики роста интеллектуального, творческого, специализированного роста уч-ся, · проверка качества обучения в группах. Для выявления динамики развития ребёнка используются все виды контроля, которые представлены в образовательных программах. Предварительная диагностика ЗУН служит основанием для анализа работы объединения в течение учебного года по следующим показателям: · Сохранность контингента, · Активность объединения, · Результативность образовательного процесса, · Качество образования, предоставляемое педагогом. | |
Категория: Методическая служба | Добавил: victoria (22.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В. | |
Просмотров: 3916 |