Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Понедельник, 23.12.2024, 13:57
Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы » Методическая служба

Методика организации конкурсов

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ —это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника).

Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название.

Если составить перечень названий тех мероприятий, которые проводятся сегодня в школе, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» — это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологический десант» — две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание — это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Это явление не свойственно исключительно педагогике, такую же ситуацию можно наблюдать в любой области человеческой практики:

количество форм всегда меньше, чем количество возможных вариантов содержания внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возможных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного проведения мероприятий нужно лишь:

1) знать существующие формы;

2) уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

3) уметь придумать полученному результату название.

Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий). Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» — это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма — содержание — название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью.

Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга — конкурсные программы. Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. То есть, с точки зрения организации, конкурс молодых вокалистов, конкурс рисунков на асфальте и конкурс на лучшую инсценировку  ничем не отличаются друг от друга. Для того чтобы вычленить алгоритм организации конкурсных программ, нужно сначала определить, что будет подразумеваться под этим термином.

В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент в воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, — это все равно что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферах: кто быстрее съест яблоко, кто дальше швырнет камень, кто назовет больше имен девочек на букву «А» и так до бесконечности.

Специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.

Конечно, под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами.

Но даже без спортивных соревнований и интеллектуально-познавательных игр круг конкурсных программ исключительно широк.

 

   Вот далеко не полный перечень конкурсов, часто или не очень часто организуемых педагогами в школе и внешкольных учреждениях:

1. Конкурс на лучшее стихотворение на тему... («Как я провел лето», ...).

2. Конкурс художественного свиста.

3. Конкурс рисунков на асфальте.

4. Конкурс юных радиолюбителей.

5. Конкурс на лучшее письмо... (президенту, ...).

6. Конкурс бального танца.

7. Конкурс бумажных змеев.

8. Конкурс юных мастеров сельского хозяйства (механизаторов, доярок и др.).

9. Конкурс рисунков на тему... («Первый день зимы», ...).

10. Конкурс чтецов.

11. Конкурс меховой игрушки.

12. Конкурс юных менеджеров.

13. Конкурс на лучшее стихотворение о... (школьных каникулах, ...).

14. Конкурс исполнителей авторской песни.

15. Конкурс масок из папье-маше.

16. Конкурс юных кулинаров.

17. Конкурс на лучшее поздравление... (с Днем учителя, ...).

18. Конкурс ораторов.

19. Конкурс снежных скульптур.

20. Конкурс юных авиа- (судо-, ракето- и т. д.) моделистов.

21. Конкурс на лучший перевод... (с испанского языка, ... ).

22. Конкурс актерского мастерства.

23. Конкурс глиняных шахматных фигур.

24. Конкурс будущих домохозяек.

25. Конкурс на лучший репортаж из... (школьной столовой, ...).

26. Конкурс агитпредставлений.

27. Конкурс росписи по керамической плитке.

28. Конкурс юных фотолюбителей.

29. Конкурс на лучший гимн... (детской организации, ...).

30. Конкурс детских хоров.

31. Конкурс замков из песка.

32. .Конкурс юных модельеров.

33. Конкурс на лучшую праздничную стенгазету.

34. Конкурс современного спортивного танца.

35. Конкурс поделок из бумаги (оригами).

36. Конкурс юных парикмахеров.

37. Конкурс на лучший научный реферат о... (вреде курения, ...).

38. Конкурс музыкальных пародий.

39. Конкурс букетов (икебана).

40. Конкурс юных дизайнеров.

41. Конкурс на лучшую сказку о... (школьных учебниках, ...).

42. Конкурс инструменталистов.

43. Конкурс вышивки на носовом платке.

44. Конкурс юных моряков.

45. Конкурс на лучший дружеский шарж на... (директора школы, ...).

46. Конкурс исполнителей народной песни.

47. Конкурс рисунков на стекле (витражей).

48. Конкурс юных джентльменов.

49. Конкурс на лучшую загадку в стихах.

50. Конкурс кукольных спектаклей.

51. Конкурс чеканки.

52. Конкурс юных детективов.

53. Конкурс на лучшее решение математической задачи.

54. Конкурс пантомимы.

55. Конкурс аппликаций из шпона.

56. Конкурс юных журналистов.

57. Конкурс на лучшую сервировку стола к... (Новому году, ...).

58. Конкурс балетного мастерства.

59. Конкурс шкатулок из открыток.

60. Конкурс юных пожарных.

61. Конкурс на лучшую легенду про... (топографический объект, ...).

62. Конкурс эстрадных миниатюр.

63. Конкурс нарядов для куклы.

64. Конкурс юных туристов.

65. Конкурс на лучшую радиопередачу к... (Дню 8 Марта, ...).

66. Конкурс строя и песни.

67. Конкурс фигурок из желудей и шишек.

68. Конкурс юных операторов ЭВМ.

69. Конкурс на лучший рисованный фильм (комикс) про. (посещение бассейна).

70. Конкурс мастеров бодибилдинга.

71. Конкурс поделок из берёсты.

72. Конкурс будущих защитников Родины.

73. Конкурс на лучший кроссворд на тему... (творчество А. П. Чехова, ...).

74. Конкурс джазовых оркестров.

75. Конкурс выжигания на фанере.

76. Конкурс юных кружевниц.

77. Конкурс на лучшую идею о... (праздновании юбилея школы, ...).

78. Конкурс инсценированной сказки.

79. Конкурс картин из цветов (флористика).

80. Конкурс юных дикторов и комментаторов.

81. Конкурс на лучший рекламный плакат о... (необходимости мыть руки перед едой, ...).

82. Конкурс циркового искусства.

83. Конкурс рисунков на ткани (батик).

84. Конкурс юных ювелиров.

85. Конкурс на лучший фантастический проект... (школьного телецентра, ...).

86. Конкурс детских театров.

87. Конкурс пластилиновых картин на стекле.

88. Конкурс юных космонавтов.

89. Конкурс на лучший инсценированный анекдот про... (Вовочку, ...).

90. Конкурс рок-групп.

91. Конкурс плетения из узелков (макраме).

92. Конкурс юных рыболовов.

93. Конкурс на лучший тост в... (день выпускного вечера, ...).

94. Конкурс команд КВН.

95. Конкурс резьбы по дереву.

96. Конкурс будущих политиков.

97. Конкурс на лучшую частушку про... (сорта шоколадных батончиков, ...).

98. Конкурс дискжокеев.

99. Конкурс визитных карточек.

100. Конкурс юных оружейников.


И это далеко не все. Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельность;

это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал;

при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.

Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ:

развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

— сформировать адекватную самооценку;

— развить свои волевые качества;

— воспитать свой эстетический вкус;

— самоопределиться в мире увлечений и

профессий;

и т. д.

Но, конечно же, эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час и один класс, до грандиозных, охватывающих всю школу в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) — от этого организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед

организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов:1. Участники.

2. Задания.

3. Критерии.

4. Жюри.

5. Призы.

6. Ведущий.

7. Реквизит.

8. Техника.

9. Помещение. 10. Зрители.

При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например, в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», — в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита.

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей — такое желание можно сформировать — сколько из распространенности в детской среде того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Например, организовать конкурс юных фотолюбителей в школе, где всего 3-4 человека увлекаются фотоделом, — не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как минимум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди детей. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.

После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1) придумать конкурсу яркое название;

2) сформулировать конкурсные задания;

3) разработать условия и критерии конкурса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем, по сути, она и является, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно наблюдать сегодня. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.

Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. В конкурсе на лучшее сочинение задание одно. В конкурсе юных оружейников может быть 10 заданий. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка. Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его расплывчатости, неопределенности. Еще труднее оценить то, что, возможно, получится: если один ребенок сочинил двустишье-дразнилку, а второй — сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задания «начистите картошки» или «пришейте пуговицу» во время соревнования будущих защитников

Родины среди участвующих в нем старшеклассников не вызовут особого энтузиазма, ибо они не соответствуют идее зашиты, служения Родине. Задание «нарисовать комикс на тему: «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети просто незнакомы с технологией этого процесса. К сожалению, подобные некорректные задания очень часто предлагаются детям организаторами конкурсных программ.

И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты:

·             время на подготовку конкурсного задания;

·             срок предварительной демонстрации подготовленного результата;

·             место предварительной демонстрации подготовленного результата;

·             размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);

·             возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

·             возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

·             перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

·             Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают  индивидуальное участие, другие — наличие команд. Не бывает лишь конкурсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например: «Участники конкурса рисунков на асфальте должны явиться в назначенное место и время со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подобная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед девочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при том что уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка, и в меньшей степени — от возможности материального обеспечения его работы.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, красота, остроумие, находчивость и т. д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное — сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И, в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда. Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления солистов и  коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкуренты. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству, их труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкурса-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

— как пригласить зрителей,

— когда провести предварительный просмотр,

— кого пригласить ведущим,

— как оформить помещение,

— где посадить жюри,

— на чем расположить экспонаты,

— как организовать церемонию открытия,

— какую подобрать музыку,

— во что будут одеты участники,

— где жюри будет обсуждать итоги,

— кто будет вручать призы,

— как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации (то есть определенная последовательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.

Категория: Методическая служба | Добавил: victoria (22.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В.
Просмотров: 11764
1