Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы » Методические рекомендации |
Внутренняя структура учебных занятий с дошкольниками представлена в основных его частях: начало
занятия, ход, окончание. Моделирование занятий
должно происходить с учётом особенностей учебно- познавательной деятельности,
без включения в которую ребёнок не получит полноценного развития. Этапы занятия, соответствующие этапам
процесса познания, взаимосвязаны и могут быть представлены схемой. Начало занятия. У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы навыки организованного поведения, привычка к смене деятельности, поэтому переход от игры к занятию осуществляется быстро, педагогу достаточно предупредить детей об этом, настроить их на предстоящую деятельность. Основные дидактические задачи, которые
ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию,
собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом
привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация
деятельности в условиях создания игровой
ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям
дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей,
удерживать его на предлагаемом содержании. В группах 2-го и 3 года обучения достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Однако основное значение в возбуждении внимания и интереса у детей дошкольного возраста имеет содержание и характер постановки учебных задач, создание проблемной ситуации. Столкновение представлений детей с новой для них информацией вызывает у них чувство удивления, которое заставляет их выполнять определённые мыслительные операции, возникает необходимость освоения нового способа действий, решения учебной задачи нового типа. Ход занятия. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно- воспитательным программным задачам. Руководство практической деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными методами: -
методами, направленными на организацию первичного восприятия материала и
установление связи с уже усвоенным, -методами расширения знаний,-методами, обеспечивающими обобщение, закрепление и применение знаний, навыков, умений. Отличительной особенностью методов обучения
детей 4-6 лет является наличие приёмов проблемно- поискового характера,
обеспечивающих вы окую умственную активность, качественное усвоение знаний,
развитие интеллекта и творческих способностей. Для активизации мыслительной
деятельности детей 4-6 лет на занятиях рекомендуется использовать: ·
чередование видов
деятельности, ·
заданий на
решение логических задач, проблемных ситуаций, ·
кроссворды,
ребусы, · различные виды игр /словесные, логические, тренирующие, настольные, подвижные, народные и т.д./. Однако по мере взросления детей изменяется удельный вес игровых приёмов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование игровых приёмов препятствует формированию привычки к систематическому труду, связанной с волевым напряжением. Поэтому необходимо вводить новые познавательные мотивы, отличные от мотивов игры, которые расширяют возможности обучения детей дошкольного возраста. На этапе
закрепления знаний, отработки навыков и умений организуется самостоятельная
деятельность учащихся. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении
заданий на раздаточном материале, а также
творческого характера, требующих дополнения, уточнения, оценки и т.д. В заключительной части даётся оценка учебной
деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей
/дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем
дошкольном возрасте/. В группах детей дошкольного возраста возможно проведение занятий по отработке каких-либо навыков, умений или систематизации знаний. В соответствии с этим организуется учебная деятельность детей, определяются методы. Структура таких занятий отличается от обычных, типовых: основное место в них занимает соответствующее задаче звено учебного процесса. | |
Категория: Методические рекомендации | Добавил: victoria (21.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В. | |
Просмотров: 7327 |