Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Четверг, 09.01.2025, 23:43
Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы » Методические рекомендации

Структура и особенности занятий с детьми дошкольного возраста

   Внутренняя структура учебных занятий с дошкольниками  представлена в основных его частях: начало занятия,  ход, окончание. Моделирование занятий должно происходить с учётом особенностей учебно- познавательной деятельности, без включения в которую ребёнок не получит полноценного развития.  Этапы занятия, соответствующие этапам процесса познания, взаимосвязаны и могут быть представлены схемой.

схема занятия

 Начало занятия. У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы навыки организованного поведения, привычка к смене деятельности, поэтому переход от игры к занятию осуществляется быстро, педагогу достаточно предупредить детей об этом, настроить их на предстоящую деятельность.

   Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровой  ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

    В группах 2-го и 3 года обучения достаточно сообщения о теме или основной цели  занятия. Однако основное значение в возбуждении внимания и интереса у детей дошкольного возраста  имеет содержание и характер постановки учебных задач, создание проблемной ситуации. Столкновение представлений детей с новой для них информацией вызывает у них чувство удивления, которое заставляет их выполнять определённые мыслительные операции, возникает необходимость освоения нового способа действий, решения учебной задачи нового типа.

Ход занятия. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение  имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно- воспитательным программным задачам.

   Руководство практической деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными методами:

- методами, направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связи с уже усвоенным,

-методами расширения знаний,-методами, обеспечивающими обобщение, закрепление и применение знаний, навыков, умений.

   Отличительной особенностью методов обучения детей 4-6 лет является наличие приёмов проблемно- поискового характера, обеспечивающих вы окую умственную активность, качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей. Для активизации мыслительной деятельности детей 4-6 лет на занятиях рекомендуется использовать:

·        чередование видов деятельности,

·        заданий на решение логических задач, проблемных ситуаций,

·        кроссворды, ребусы,

·        различные виды игр /словесные, логические, тренирующие, настольные, подвижные, народные и т.д./.

   Однако по мере взросления детей изменяется удельный вес  игровых приёмов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование игровых приёмов препятствует формированию привычки к систематическому труду, связанной с волевым напряжением.    Поэтому необходимо вводить новые познавательные мотивы, отличные от мотивов игры, которые расширяют возможности обучения детей дошкольного возраста.

   На этапе закрепления знаний, отработки навыков и умений организуется самостоятельная деятельность учащихся. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также  творческого характера, требующих дополнения, уточнения, оценки и т.д.

    В конце занятия  с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

   В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте/.

    В структуре занятий с дошкольниками отсутствует проверка усвоения знаний. Умений, навыков. Проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, в повседневной жизни, а также в ходе диагностических процедур и других научных методик. Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются поставленные задачи и развиваются навыки, умения воспитанников.

   В группах детей дошкольного возраста возможно проведение  занятий по отработке каких-либо  навыков, умений или систематизации знаний. В соответствии с этим организуется учебная деятельность детей, определяются методы. Структура таких занятий отличается от обычных, типовых: основное место в них занимает соответствующее задаче звено учебного процесса.  

Категория: Методические рекомендации | Добавил: victoria (21.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В.
Просмотров: 7327
1