Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Четверг, 09.01.2025, 23:26
Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы » Методические рекомендации

Современные требования к учебным занятиям в УДО

   Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется  форма его организации.

  Педагоги дополнительного образования, особенно начинающие,  часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определения его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа , самоанализе деятельности.

   Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Виды учебных занятий

    В учебном занятии представлены следующие элементы  образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их сочетания. Но главное требование к занятию- это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

·        собственно обучающие,

·        общеразвивающие,

·        воспитательные.


Собственно обучающие занятия преследуют обучающие цели:  научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по предмету. Это учебные занятия:

-по передаче знаний,

-по осмыслению и их закреплению,

-по закреплению знаний,

- по формированию умений и применению знаний на практике /практические/,

- тренировочные занятия /отработка навыков, умений/,

-по обобщению и систематизации знаний.

 Общеразвивающие  занятия ставят цели формирования и развития определённых личностных качеств детей. К таким занятиям относятся занятие- диспут, экскурсия, занятие- викторину, различные творческие, нетрадиционные формы.

Воспитательные занятия  ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение их к нравственным и культурным ценностям. Это «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», «Интеллектуальные турниры» и т.д. Эти занятия  тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются тем, что обучение не носит  специально организованный характер и не обязательно связан с изучаемым предметом.

   Чаще всего занятие детского коллектива трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия  педагогом решаются как обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Такие занятия называются комплексно- развивающие.

 Этапы учебного занятия:

   Педагог дополнительного образования должен уметь структурировать

занятие, определять его этапы, задачи и содержание каждого из них.

    Учебное занятие любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного , информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие- осмысление- запоминание- применение-обобщение-систематизация.

 
 Классификация учебных занятий

   Компетентный педагог д/о должен уметь правильно ставить цели. Цели- это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

   Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приёмы работы педагога и воспитанников зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности.

   Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и  определяет тип и структуру учебного занятия. По дидактической цели классифицировать занятия  можно следующим образом:

·        изучение и первичное закрепление новых знаний,

·        закрепление знаний и способов деятельности,

·        комплексное применение знаний и способов деятельности,

·        проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

 
   Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и детей.

  Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников учебно- воспитательного процесса работать через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности.

  При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех детей и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.


Основные требования к построению современных учебных занятий:

-Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.

-Целесообразное расходование времени занятия.

-Применение разнообразных педагогических средств обучения.

-Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками.

-Практическая значимость полученных знаний и умений.

 
Алгоритм подготовки учебного занятия:

·        Анализ предыдущего учебного занятия.

·        Моделирующий:

-определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения,

-обозначение задач учебного занятия,

-определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного,

-определение вида занятия,

- определение типа занятия,

- продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия,

-подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

·        Обеспечение содержания учебного занятия:

- самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/,

-обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д.,

-материально- техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д./.

 
    Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия
Тип занятия

Дидактическая

цель
Структура Нетрадиционные формы проведения занятий
Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации

Оргмомент. Актуализация  знаний.
Мотивация. Целеполагание.
Организация восприятия. Осмысление.
Первичная проверка понимания.
Организация первичного закрепления.

Анализ. Рефлексия.
Лекция, семинар, экскурсия, мастер- класс, устный журнал, сказка, телепередача.
Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся. Оргмомент. Мотивация. Актуализация знаний и способов действий. Конструирование образца применения знаний. Самостоятельное применение знаний. Контроль и самоконтроль. Коррекция. Рефлексия. Игра- путешествие, семинар, консультация, «Лото», деловая игра.
Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения уч-ся знаний и способов деятельности.

Оргмомент.
Целеполагание. Мотивация. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Самостоятельное применение  знаний /упражнений/ в сходных и новых ситуациях.
Самоконтроль и контроль.
Коррекция.

Рефлексия.
Литературная гостиная, музыкальная гостиная, викторины / «Что, где, когда?», «Счастливый случай» и т.д.
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности.

Оргмомент.
Целеполагание. Мотивация.
Анализ содержания материала.
 Выделение главного.

Обобщение и систематизация. Рефлексия.
Посиделки, ринг, сюжетно- ролевая игра.
Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знания способов деятельности.

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности детей /контроль /.

Организовать деятельность детей пот коррекции своих знаний и способов деятельности.

Оргмомент.
Мотивация.
Самостоятельное выполнение заданий.
Самоконтроль. Контроль.
 Анализ. Оценка.
Коррекция.

Рефлексия.
Турнир мастерства, урок- концерт, вернисаж.
 

 

 

 

Категория: Методические рекомендации | Добавил: victoria (21.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В
Просмотров: 7495
1