Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы » Методические рекомендации |
Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Виды учебных занятий
В учебном занятии представлены следующие элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их сочетания. Но главное требование к занятию- это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: · собственно обучающие, · общеразвивающие, · воспитательные. Собственно обучающие занятия преследуют обучающие цели: научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по предмету. Это учебные занятия: -по передаче знаний, -по осмыслению и их закреплению, -по закреплению знаний, - по формированию умений и применению знаний на практике /практические/, - тренировочные занятия /отработка навыков, умений/, -по обобщению и систематизации знаний. Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определённых личностных качеств детей. К таким занятиям относятся занятие- диспут, экскурсия, занятие- викторину, различные творческие, нетрадиционные формы. Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение их к нравственным и культурным ценностям. Это «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», «Интеллектуальные турниры» и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются тем, что обучение не носит специально организованный характер и не обязательно связан с изучаемым предметом. Чаще всего занятие детского коллектива трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия педагогом решаются как обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Такие занятия называются комплексно- развивающие. Этапы учебного занятия: Педагог дополнительного образования должен уметь структурировать занятие, определять его этапы, задачи и содержание каждого из них. Учебное занятие любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного , информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие- осмысление- запоминание- применение-обобщение-систематизация. Классификация учебных занятий
Компетентный педагог д/о должен уметь правильно ставить цели. Цели- это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся. Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приёмы работы педагога и воспитанников зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности. Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. По дидактической цели классифицировать занятия можно следующим образом: · изучение и первичное закрепление новых знаний, · закрепление знаний и способов деятельности, · комплексное применение знаний и способов деятельности, · проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и детей. Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников учебно- воспитательного процесса работать через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности. При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех детей и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса. Основные требования к построению современных учебных занятий: -Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей. -Целесообразное расходование времени занятия. -Применение разнообразных педагогических средств обучения. -Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками. -Практическая значимость полученных знаний и умений. Алгоритм подготовки учебного занятия:
· Анализ предыдущего учебного занятия. · Моделирующий: -определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения, -обозначение задач учебного занятия, -определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного, -определение вида занятия, - определение типа занятия, - продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия, -подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. · Обеспечение содержания учебного занятия: - самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/, -обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д., -материально- техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д./. Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия
| |||||||||||||||||||||||||
Категория: Методические рекомендации | Добавил: victoria (21.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В | |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7495 |