Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Понедельник, 23.12.2024, 13:19
Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы » Методическая служба

Квалиметрия - метод измерения качества занятия

 Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым  уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия.

 Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия. «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

 Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков:

 
1. Оценка содержания учебного материала:

·Научность, доступность,

·Актуальность материала и его связь с жизнью,

·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации,

·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.


 
2.  Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения:

·Рациональность и эффективность использования времени занятия,

Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета.

·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.

·Место и роль оценки  ЗУН.

·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

 
3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения:

·Общая эрудиция педагога.

·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

 
4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии:

·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

·Уровень развития специальных умений и навыков.

·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.


 

5.Оценка целей и результатов проведённого занятия.

·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения.

·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия.

·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся.

·Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

 
6.Самоанализ занятия  педагогом 

   Применение данной методики в отношении  оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей , дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше. 
   Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:

0-признак не проявляется ( низкий уровень), 1-  проявляется частично

( средний), 2- проявляется в полной мере (высокий). 

Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов(Б) по всем показателям к максимально возможному их числу(К макс):

К=(Б/ Кмакс)* 100%

Например, для 20-и показателей максимальное количество баллов-40.

При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным творческим объединениям, можно вести речь не только о качестве занятий, но и об эффективности деятельности методической службы, а также об результативности  образовательных программ, реализуемых  в ДО ДДТ 
« Лира».
   С помощью оценки качества занятия можно определять эффективность деятельности педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице:

 

 

Категория: Методическая служба | Добавил: victoria (22.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В.
Просмотров: 1969
1