Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы » Методическая служба |
Квалиметрия - метод измерения качества занятия
Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия. Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия. «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков: 1. Оценка содержания учебного материала: ·Научность, доступность, ·Актуальность материала и его связь с жизнью, ·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации, ·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала. 2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения: ·Рациональность и эффективность использования времени занятия, Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия. ·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета. ·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН. ·Место и роль оценки ЗУН. ·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся. ·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия. 3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения: ·Общая эрудиция педагога. ·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога. ·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися. 4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии: ·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности. ·Уровень развития специальных умений и навыков. ·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии. 5.Оценка целей и результатов проведённого занятия. ·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения. ·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия. ·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся. ·Степень воздействия занятия на развитие учащихся. 6.Самоанализ занятия педагогом Применение данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей , дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше. Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки: 0-признак не проявляется ( низкий уровень), 1- проявляется частично ( средний), 2- проявляется в полной мере (высокий). Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов(Б) по всем показателям к максимально возможному их числу(К макс): К=(Б/ Кмакс)* 100% Например, для 20-и показателей максимальное количество баллов-40. При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным творческим объединениям, можно вести речь не только о качестве занятий, но и об эффективности деятельности методической службы, а также об результативности образовательных программ, реализуемых в ДО ДДТ « Лира». С помощью оценки качества занятия можно определять эффективность деятельности педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице: | |
Категория: Методическая служба | Добавил: victoria (22.01.2012) | Автор: методист Негробова Г.В. | |
Просмотров: 1969 |